Вокальные техники - какие существуют и как их развивать

«Природа так обо всём позаботилась, что повсюду находишь, чему учиться» — Леонардо да Винчи

Голос — это уникальный музыкальный инструмент, умелое пользование которым позволяет вокалисту мастерски работать со звуком: петь красиво и профессионально.

Чтобы песенная партия цепляла слух и хорошо звучала, исполнители пользуются набором вокальных техник в разных сочетаниях: расставляют интонационные акценты понижением или повышением тона, затиханием или намеренным подъемом громкости, а также используют другие вокальные приёмы.

Что такое вокальные техники и какие существуют?

Вокальный приём — это конкретная техника или метод, используемый для достижения определенного эффекта во время исполнения музыкальной композиции.

Вокальные приёмы могут включать в себя различные техники: вибрато, фальцет, шепот и другие методы модуляции голоса. Каждый из них имеет свою особенность, что позволяет передать определенное настроение или эмоции во время исполнения.

С первых занятий вокалом не лишним будет заранее «прощупывать» диапазон своих возможностей, экспериментировать и тренировать связки на практику хотя бы самых популярных приёмов: микста, бэтлинга, тванга, субтона.

Основные вокальные техники

Вокальных техник — множество. Владеть каждой из них не обязательно, но чем богаче арсенал, тем шире диапазон возможностей исполнения вокальных партий различных жанров. Комбинируя различные техники и приёмы, вы сможете достичь большей выразительности и контроля над своим голосом.

Микст

Микстовый регистр — голосовой регистр, который находится между грудным и головным голосом. По-другому его называют «средний регистр» или «переходный регистр».

В вокале под таким приёмом как микст подразумевают единовременное звучание и грудного, и головного регистра, т.е. их смешивание (от англ. mixed — смешанный). Сами пропорции такого смешивания в каждом конкретном случае будут различаться.

Простыми словами, микст — смешение грудного и головного резонаторов

Именно умение одновременно звучать и головой, и грудью в разных комбинациях в ряде вокальных школ считается первым отличием продвинутого вокалиста от новичка. Поэтому упражнения на «включение» обоих ключевых резонаторов — обязательная практика для каждого, кто хочет звучать профессионально.

Упражнение 1 — Кочка

Для выполнения этого упражнения представьте небольшую кочку:

  1. Делаем вдох и берём комфортную для вас по высоте ноту.
  2. С небольшим придыханием «наезжаем» на воображаемую кочку: A-а-а↑ (поднимаемся вверх на кочку), A-а-а↓ (спускаемся с кочки вниз). Главное делать это плавно, без резких переходов.
  3. Поднимаемся и спускаемся по звукоряду на гласные: «А», «О», «Э», «И». Сначала как бы «наезжаем» на кочку со звуком «А-а-а-а». Потом со звуком «О-о-о-о» и т.д.

Это упражнение поможет отработать плавный вокальный переход от грудного голоса к головному, что так важно при микстовом звучании.

Упражнение 2 — Гора

Принцип тот же самый, что и в «Кочке», только теперь подниматься придется намного выше. Во время выполнения следите, чтобы голос был ровным.

  1. Делаем вдох, берём комфортную ноту.
  2. Пропеваем гласные «А», «О», «Э», «И» по очереди: как будто поднимаемся на большую высоту. Из-за этого пропевать гласные придется дольше, чем в упражнении «кочка» — A-а-а-а-а-а-а-а-а↑ (поднимаемся в гору), A-а-а-а-а-а-а-а-а↓ (спускаемся с неё).

Если вы хотите улучшить упражнение, можете «прокатиться с горы на санках», т.е. прибавить темп.

Уроки вокала онлайн
Учиться петь никогда не поздно!

Бэлтинг или «вокальный» крик

Бэлтинг (англ. belting), он же «вокальный крик», обычно описывает технику пения, характеризующуюся сильным, мощным и выразительным звучанием в высоком регистре голоса.

Вспомните, как звучит финальное I will always love you у Уитни Хьюстон — это один из примеров бэлтинга.

Бэлтинг называют вокальным криком за напористость и акцентное звучание. По сути это умение петь высокие ноты полным голосом: пронзительно и плотно, не переходя на фальцет.

Для овладения техникой нужно много практиковаться, особенно важно уметь контролировать дыхание. Вокальным криком поют на задержанном дыхании, давая воздуху выходить буквально по миллиметру.

Тванг

Тванг (англ. twang) — один из самых популярных и широко используемых приёмов пения, который имеет характерный тембр: звонкий и резкий.

Чтобы изучить тванг, нужно непременно понимать певческую анатомию, поскольку именно особым положением гортани создается этот вокальный приём.

  • Гортань при пении должна быть поднята.
  • Мышцы над связками должны быть сжаты, чтобы сделать гортань узкой.
  • Положение языка: высокое.

Кроме этого, для развития техники вокалисты «балуются» повторением звуком природы: мяукают, квакают, кричат совой. Такие необычные упражнения помогают в поиске резонанса, нахождении удобной для себя техники: носовой и гортанной. Твангом пользуется Рианна в большинстве своих песен.

Фальцет

Вокальный приём «фальцет» (итал. falsetto от falso «ложный») представляет собой верхний голосовой регистр, который отличается от обычного. В фальцете голос звучит более «тонко» и некоторыми может быть описан как «головной голос».

Чтобы освоить этот вокальный приём, необходимо для начала разграничить свой собственный голос и фальцет, другими словами — отработать фальцетный контраст:

  1. Выберите комфортную для вас низкую ноту.
  2. Воспроизведите голосом звук «У-у-у-у-у-у-у↑» и попробуйте услышать «петушок» в самом конце. Это и будет то самое разграничение.

Далее выполняем упражнение:

Упражнение — Гудок

Помогает отработать чистый фальцетный звук:

  1. Делаем вдох и воспроизводим фальцетный гудок, похожий на гудок автомобиля «У-у-ууууу↑». Фальцет должен быть максимально собранным и чистым.
  2. Делаем тот же самый гудок, но теперь с буквой «А»: А-а-аааааа↑, а затем с буквой «Э».

Фальцет — это приём для подчеркивания кульминаций и проставления акцентов в вокальных партиях высокими нотами. Из популярных певцов пение фальцетом сделали своей изюминкой Джастин Тимберлейк и Витас.

Йодлинг

Вокальный приём под названием «йодль» (англ. yodel) или «йодлинг» является особой техникой пения, характерной для некоторых музыкальных традиций, в особенности альпийской музыки.

Йодль представляет собой быстрое и повторяющееся переключение между грудным и головным голосом, создавая эффект прерывистого перехода между высокими и низкими звуками.

Различают закрытый и открытый йодль: первый делается на закрытых звуках, второй — более яркий и гортанный — на открытых.

Вокальные украшения

После освоения вокальной базы и постановки голоса вокалисты обычно переходят к сбору собственной коллекции вокальных украшений. Это в каком-то смысле комбинации из техник, которые помогают выдавать необычный, но гармоничный звук.

Вибрато — это буквально голосовые вибрации в диапазоне полтона и ниже. Равномерное прямое вибрато с сохранением ритма, амплитуды, мелодичности, буквально гипнотизирует слушателя и доставляет удовольствие, как кошачье мурлыканье.

Глиссандо — это проскальзывание по нотам без акцентов, при этом с сохранением ровной интонации. Глиссандо намеренно редко развивают, украшение получается использовать благодаря натренированному слуху, контролируемому голосу и дыханию, поэтому именно эти навыки можно считать ключевыми для хорошего профессионального глиссандо.

Как тренировать вокальные техники и приемы?

Тренировать вокальные техники и приемы помогают многочисленные упражнения. Так, например, тванг нарабатывают имитированием резонирующего кваканья или подражания кошачьим мартовским серенадам. Также немаловажный этап развития навыка использования вокальных техник и украшательств — тренировка дыхания и голосовых связок.

Для самостоятельной практики полезно заручиться «поддержкой» специальных упражнений для оценки высоты звука и резонанса. Но самый эффективный способ получить результат без риска повреждения голосовых связок и качественного звучания — индивидуальные занятия с педагогом по вокалу.
Научиться петь может каждый

Помогу в обучении пению каждому желающему, вне зависимости от возраста и уровня подготовки, приверженцам всех музыкальных стилей и мировоззрений

Комментарии и консультации (0)
Ваши вопросы или мнение о публикации
Оставить комментарий