«Практика без теории ценнее, чем теория без практики»
Марк Фабий Квинтилиан
Музыкальный слух и поставленный голос — не единственные навыки, необходимые вокалисту. Кроме этого важно уметь использовать грудной и головной резонаторы — полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему нужную силу.
И сегодня мы поговорим о том, как правильно использовать резонаторы, развивать свой голос и навыки владения певческим дыханием.
Подготовка к тренировке голоса
Любые нагрузки на голос нельзя давать без специальной подготовки — распевки. В вокальных тренировках она играет роль разминки, необходимой для настройки дыхания и обеспечения прилива крови к голосовым связкам.
Не пренебрегайте этим этапом: даже профессиональные вокалисты с десятилетиями опыта не дают нагрузку на голосовые связки без распевки, которая включает в себя игру голосом в рамках комфортного диапазона, «пробежки» по гаммам, прыжки между нотами в разном темпе, а также скороговорки и подобные им звуковые упражнения — для «активации» речевого аппарата.
Если не подготовить связки к вокальной нагрузке, особенно к громкому, на пределе доступного диапазона пению, они могут травмироваться. Поэтому лучше не рисковать и выделить время на разогрев.
Упражнения для начинающих вокалистов: «открываем» свой голос
Правильное дыхание не только обеспечивает стабильность и силу голоса, но и помогает контролировать интонацию и фразировку. Поэтому важно начинать любой комплекс упражнений для развития голоса с тех, что нацелены на постановку правильного дыхания.
Упражнение для постановки певческого дыхания
Крайне важно при пении дышать не грудью, а диафрагмой, отсюда и ценность раскрытия потенциала дыхания — через простое 5-минутное глубокое дыхание диафрагмой с раскрытой грудной клеткой и тщательным контролем ритмичности и равномерности вдохов и выходов:
- Встаньте прямо, расправьте плечи, выпрямите спину и сделайте вдох через нос.
- Затем медленно выдыхайте через рот. Повторите несколько раз.
Когда вы дышите диафрагмой, ваш живот расширяется при вдохе и сжимается при выдохе: это обеспечивает равномерное и глубокое дыхание, которое необходимо для долгих музыкальных фраз и мощного звучания голоса.
Упражнение — «Руки вверх»
Во время упражнения дышите глубоко и равномерно: почувствуйте, как работает ваша диафрагма:
- Встаньте прямо и расположите руки вдоль тела.
- Медленно поднимайте руки вверх, вдыхая через нос.
- Затем медленно опускайте руки вниз, выдыхая через рот.
Повторите упражнение 8-10 раз.
Упражнение — «Зевки»
Для расслабления гортани полезно зевать, причем не только традиционно — широко раскрывая рот, — но также с закрытым ртом.
Не лишним будет практика совмещения зевка с закрытым ртом и протягивания при этом гласных звуков вверх и вниз октавы: «До» → «Ре» → «Ми» → «Фа» →…
Тут важно контролировать, чтобы звук в момент протягивания с зевком лился буквально внутрь, резонировал в легких, причем плавно, без обрывов, скачков, скрипа.
Упражнение на артикуляцию
Развивает навык четко и ясно произносить слова песен. Это особенно важно при исполнении музыкальных композиций на высоких скоростях или с быстрым текстом.
- Произнесите различные согласные звуки, такие как «б», «п», «д», «т», «г», «к», в разных комбинациях и темпах. Например: «бд», «тг», «кб».
- Воспользуйтесь пианино или его виртуальным аналогом, и попробуйте пропеть эти комбинации на одной ноте: нота «До» (C4) и, например, «дт». Теперь нота «Ре» (D4) и «бд» и т.д.
Упражнения для постановки голоса
Для того чтобы улучшить звучание и качество голоса, важно с самого начала своего пути заложить прочный фундамент — сформировать правильные вокальные навыки. Постановка голоса включает в себя работу над певческим дыханием, артикуляцией, вокальным интонированием и фразировкой:
Упражнение — «Собачий лай»
Поработаем над опорой дыхания. Вам необходимо будет полаять как собака: объемно и глубоко. Произносить звук вы должны как будто хотите зевнуть — чтобы удержать этот эффект в голосе, попробуйте представить, что вот-вот заплачете.
Для упражнения нам понадобится пианино, подойдет и приложение на телефоне:
- Играем на пианино с «До» (С3): нажимаем три раза на клавишу и пропеваем: «Аф!-Аф!-Аф!», теперь «Ре» (D3) : «↑Аф!-Аф!-Аф!», «Ми» (E3) :
«↑↑Аф!-Аф!-Аф!»…→ заканчиваем нотой «До» (C4). Вдох делаем перед каждой нотой. - Теперь идем в обратную сторону: C4 → С3.
Громко петь не нужно, главное, чтобы вы попадали в ноты.
Старайтесь «пролаять» с минимальными паузами между нотами. Как только пролаяли три раза на ноте «До», делайте небольшой вдох, достаточный для продолжения, и тут же переходите к ноте «Ре».
Упражнение — «Чтец»
Читайте стихи и прозу с выражением, будто декламируете их с трибуны, и тщательно проговаривайте сложные фразы с акцентом на каждом звуке. Хорошая идея в таком случае вооружиться книгой из числа научных или каким-то из многочисленных протоколов съездов компартии СССР, эти тексты сложно читаются и помогут развить говорение и речевой аппарат в целом.
Упражнение — «Хохот»
Хохочите на разные голоса, не перенапрягая связок. Хихикайте или хохочите на манер Санта Клауса «Хо-хо-хо!», главное делать это на выходе, чисто, сосредоточенно и ритмично.
Продвинутый уровень: хохотать, перебирая голосом ноты в комфортном диапазоне, как это показано в упражнении «Собачий лай».
Помните, пение — навык, требующий постоянной практики и обучения. Регулярные вокальные упражнения для развития голоса, работа над техникой пения и дыханием, артикуляцией и выразительностью помогут вам улучшить голос и стать более уверенным вокалистом.
Упражнения для увеличения громкости голоса
Умение контролировать громкость голоса позволит добавлять динамическое разнообразие во время исполнения песен. Вы можете делать акценты на определенных её частях, увеличивая или уменьшая громкость для выразительности и эмоциональности.
Упражнение 1 — «Рычание»
- Прижмите кончик языка к небу перед передними зубами и порычите изо всех сил.
- Рычание — звук «р-р-р-р-р» — должно звучать звонко и четко. Возможно первое время прорычать без срывов будет не просто, в таком случае поможет практика скороговорок со звуком «р», причем практиковаться надо с зажатой во рту пробкой от шампанского. Зато без пробки «р-р-р» проявит себя во всей красе.
Упражнение 2 — «Колокола»
- Встаньте прямо, подышите спокойно примерно полминуты, после чего ритмично затяните традиционный бой курантов: «Бим-бом, Бим-бом». При этом важно именно протягивать каждый слог, не теряя ни единого звука при произношении букв.
- Теперь быстро и незаметно берём вдох и поём: «Бим-бим-бим-бим-бим-бим-↓бо-о-о-о-о-ом».
При этом последний слог «ом» протягивайте максимально долго, насколько позволяет запас вашего дыхания.
Повторяем упражнение 7-10 раз.
Важно развивать громкость голоса постепенно, используя правильную технику дыхания. Неправильное усиление голоса может привести к его утомлению и повреждению голосовых связок.
Как самостоятельно проверять себя и контролировать свой голос
Для самоконтроля во время практики упражнений на развитие голоса нужны зеркало, диктофон и камера:
- Зеркало помогает удерживать нужную мимику, не расслаблять позу и не сутулиться, следить за положением головы и работой диафрагмы во время упражнений на дыхание.
- Диктофон и камера нужны для фиксации результата. При этом в рамках тренировок можно обойтись и без них.
Например, упражнение «Звукорежиссер» поможет услышать себя: приложите раскрытую ладонь к уху, будто в ней телефон, а вторую раскройте перед ртом — будто в ней рация. В такой позе можно говорить, читать стихи, петь, разминать связки слоговыми и звуковыми упражнениями. За счет прикрытого уха и ладошки-отражателя звук будет слышен лучше и чище, чем без них.
Помогу в обучении пению каждому желающему, вне зависимости от возраста и уровня подготовки, приверженцам всех музыкальных стилей и мировоззрений