«Ни одна импровизация не даётся мне так хорошо как та, которую я готовил три дня» — Марк Твен
Удавшийся на 100% вокальный приём звучит как чистейшая импровизация. Момент, когда исполнителя захватывают эмоции, кажется настолько спонтанным и искренним, что нам и в голову не придёт мысль: «Как долго он учился так петь?». Тем временем часы, потраченные на отработку вокальных техник, исчисляются сотнями.
Микст, тванг, бэлтинг, субтон — всё это, только малая часть разнообразных вокальных приёмов, позволяющих «оживить» исполнение, сделать его особенным, запоминающимся.
В этой статье мы разберём вокальные приёмы в эстрадном вокале и не только.
Вокальный брейк
Вокальный брейк или вокальный разрыв — это техника исполнения, при которой вокалист резко переходит от низких нот к высоким или наоборот, создавая впечатление резкого перехода, так называемого «разрыва» между регистрами голоса. Это может быть сильный и эффектный переход от басовых или низких нот к высоким, либо наоборот.
Чаще всего брейк используется для:
- создания драматического эффекта,
- добавления эмоциональной насыщенности,
- подчеркивания определенных слов или фраз.
Вокальный брейк — отличный способ привлечь внимание слушателей и передать особый посыл песни.
Музыкальные композиции, в которых вокалисты используют брейк:
- Muse — Feeling Good
- Тина Кузнецова — Ваня
♫ Muse — Feeling Good
♫ Тина Кузнецова — Ваня
Вокальный брейк требует хорошей контролируемой техники пения, поскольку необходимо плавно и уверенно переходить от одного регистра голоса к другому, чтобы создать впечатление резкого разрыва. Это может быть достигнуто за счет работы над диапазоном голоса, гибкостью голосовых связок и дыханием. Тренировка позволяет певцу делать такие переходы более плавными и эффектными.
Бэлтинг
Бэлтинг, он же «вокальный крик» — техника, при которой задействуют верхний голосовой регистр, чтобы достичь мощных, сильных звуков, часто находящихся в высоком диапазоне.
Подходит для: выразительного исполнения песен, требующих силы, страсти и эмоциональности.
- Lara Fabian — Adagio
- Whitney Houston — I Will Always Love You
- Celine Dion — The Power of Love
♫ Lara Fabian — Adagio
♫ Whitney Houston — I Will Always Love You
♫ Celine Dion — The Power of Love
Чтобы добиться сильного звука без потери контроля или качества исполнения необходимо работать над усилением и расширением своего голоса.
Вокальный крик часто используют в популярной музыке, мюзиклах и бродвейских шоу для создания ярких и эмоциональных моментов в исполнении.
Микст
Микст (от анг. слова «mixed» — смешивать) — популярный вокальный приём, при котором происходит плавный переход от одного регистра голоса к другому: обычно от головного к грудному или наоборот.
Другие названия:
- средний регистр,
- переходный регистр.
Основное достоинство микста — способность создавать практически незаметные переходы между грудным и головным регистрами без риска сорвать голос.
Примеры:
- Florence + The Machine — Over The Love
- Lara Fabian — Je t'aime
♫ Florence + The Machine — Over The Love
♫ Lara Fabian — Je t'aime
Микст широко используется в различных жанрах и позволяет эффектно передать эмоции как в поп-композициях, так и в оперных постановках.
Вибрато
Вибрато — колебание, или по-другому вибрация, голоса на одной ноте. Этот вокальный прием достигается путем небольшого колебания голосовых связок, которое создает мелкое и быстрое изменение в высоте звучания каждой ноты.
- Demis Roussos — Souvenirs
- Mireille Mathieu — Pardonne moi
- Des'ree — I'm Kissing You
♫ Demis Roussos — Souvenirs
♫ Mireille Mathieu — Pardonne moi
♫ Des'ree — I'm Kissing You
Результатом использования вибрато является более живое, богатое звучание, которое придает вокальному исполнению большую эмоциональную, глубину и выразительность.
Хотя вибрато часто ассоциируется с вокальной техникой, его также используют инструменталисты, особенно духовые и струнные музыканты, для придания дополнительного эмоционального оттенка и богатства звучанию музыкальных инструментов.
Тванг
Тванг — один из самых популярных вокальных эстрадных приёмов, который фокусируется на изменении резонанса голоса путём активации передних резонаторов для создания более яркого, пронзительного звучания.
- Sia — Alive
- Rihanna — Diamonds
♫ Sia — Alive
♫ Rihanna — Diamonds
При использовании тванга активируются передние резонаторы голоса, что придает звуку большую ясность и проникновенность. Эта техника часто используется в различных стилях, включая поп-музыку, рок, соул и многие другие.
Один из примеров использования тванга — это способность проникать сквозь смешивание звуков с большим количеством инструментов в миксе. Он помогает сделать голос певца более выразительным и различимым даже на громких и насыщенных инструментальных фоновых дорожках.
Йодль
Йодль или йодлинг — вокальный приём, заключающийся в резком и контрастном переходе от грудного регистра голоса к головному (и наоборот) без мягкого или плавного слияния между ними. Йодль звучит как «рывок», когда голос вокалиста быстро переходит из низкого мощного регистра в более высокий и легкий регистр или наоборот.
Пример использования:
- Beyoncé — Halo
- Ilinca ft. Alex Florea — Yodel It!
♫ Beyoncé — Halo
♫ Ilinca ft. Alex Florea — Yodel It!
Йодль может использоваться для выделения определенных моментов в песне, добавляя в нужный момент драматизма или интенсивности. Однако использование этой техники требует осторожности, так как резкий переход может привести к нежелательному напряжению в голосе.
Субтон
Субтон — так называемое «пение с придыханием», которое достигается путём контроля озвученного выдоха. Вокальный приём создает особый характер звука, придающий исполнению интимность и эмоциональную глубину.
Субтон на примере популярных композиций:
- Billie Eilish — bad guy
- Mariah Carey — My All
♫ Billie Eilish — bad guy
♫ Mariah Carey — My All
Субтон поётся на низких нотах нашего диапазона. А вот фальцетный субтон — на высоких нотах головного регистра.
Помогу в обучении пению каждому желающему, вне зависимости от возраста и уровня подготовки, приверженцам всех музыкальных стилей и мировоззрений