«Пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможности» — Уинстон Черчилль
Далеко не все певцы рождаются с идеальными вокальными данными. Многие звезды, причем не только поп-сцены, никогда бы не добились такого успеха, если бы однажды не поверили в перевес вокальных тренировок над врожденными задатками.
Научиться петь «без голоса», то есть без врожденного таланта, реально. Нехватка дыхания, нетренированный слух, плохое звучание и дикция — классические проблемы начинающих вокалистов, которые можно преодолеть путем регулярных занятий и практики.
Что под «слухом» и «голосом» подразумевают профессиональные вокалисты?
Слух — это навык определения тональности звуков и способность воспроизводить их звучание собственным голосом без фальши. Вокальный голос тоже навык, заключающийся в умении использовать потенциал голосовых связок для воспроизведения чистых вокальных партий. И оба навыка можно развить буквально с нуля.
Поэтому вопрос, который волнует многих людей, даже поставлен некорректно: «Можно ли научиться петь если нет голоса?».
Конечно, можно!
Если ваши голосовые связки не повреждены, у вас не диагностированы нарушения слуха или заболевания дыхательных путей, которые физически, по состоянию здоровья, не позволят вам петь, то у вас есть все шансы стать вокалистом.
Людей, у которых бы не было никаких шансов запеть после прохождения курса учебы с педагогом по вокалу — единицы. Зачастую то, что кажется безнадежной слабостью связок или невозможностью расслышать звучание нот одной октавы, оказывается зажатостью, страхом, стеснением, неуверенностью в себе, с которыми можно и нужно бороться.
Как определить диапазон своего голоса?
Для определения музыкального диапазона вам понадобится фортепиано, синтезатор или их виртуальные аналоги.
На музыкальном инструменте нужно играть каждую ноту, начиная с «До» первой октавы (научная нотация — C4), и пытаться повторить звук своим голосом без фальши.
Если получилось чисто, нужно пробовать дальше — вверх и вниз — для проверки доступных голосу нот. Диапазоном звучания будет как раз интервал клавиш и нот, которые получится воспроизвести — от самой низкой до самой высокой.
Название | Высота голоса | Рабочий диапазон (нотация) | Представители |
---|---|---|---|
Женские певческие голоса | |||
Сопрано | Высокий | C4- C6 |
|
Меццо-сопрано | Средний | A3-A5 |
|
Контральто | Низкий | D3-F3 - F5-A5 |
|
Мужские певческие голоса | |||
Тенор | Высокий | C3-C5 |
|
Баритон | Средний | A2-A4 |
|
Бас | Низкий | E2-F2 - E4-G4 |
|
Определить свой диапазон вы сможете по таблице. Одна октава — рабочий диапазон начинающего вокалиста, голос которого ещё не разработан.
Талант или упорный труд: развиваем свой голос
Диапазон голоса у нетренированного человека редко бывает широким: максимум две октавы, если начинающего исполнителя наградила природа.
В остальных случаях исходные данные — одна октава.
И с ними, поверьте, возможно добиться впечатляющих результатов. Диапазон профессионального вокалиста — две с половиной или три октавы. Добиться расширения диапазона можно с помощью регулярной практики.
Для развития голоса нужно:
- тренировать слух,
- учиться управлять голосовыми связками,
- приучать себя правильно дышать,
- практиковать связь между слухом и голосом.
При этом начинать можно и нужно с небольших и простых тренировок.
Такой подход приведет к тому, что вы почти наверняка навредите своим голосовым связкам. В итоге, вместо того, чтобы заниматься регулярно и понемногу, потратите время на восстановление и начинать придется с начала.
Основные ошибки начинающего певца
Ошибок, которые делает начинающий вокалист, немало, и совершает он их в силу недостатка опыта и знаний. От некоторых из них, при самостоятельном обучении, человеку бывает избавиться непросто даже через полгода регулярных тренировок.
Конечно, в идеальном мире у каждого новичка должен был свой наставник — практикующий преподаватель с большим опытом, но жизнь далеко не идеальна. И иногда достижение мечты происходит не благодаря, а вопреки всему.
Если вы занимаетесь самостоятельно, обратите внимание на то, как вы дышите во время пения:
- Нельзя брать много дыхания. Если в легких слишком много воздуха, вокалист может начать давиться этим дыханием.
- Недостаток воздуха. Противоположная проблема его избытка. В случае, если вы набрали недостаточно воздуха, во время пения голос может быстрее уставать, и вы можете начать задыхаться.
Помните, что в процессе исполнения музыкальной композиции гортань должна оставаться неподвижной. Вдыхайте через нос и набирайте воздух таким образом, чтобы хорошо расширились нижние ребра.
Занятия для тех, кто только недавно стал постигать азы вокального мастерства, не должны быть длительными по времени: сначала хватит и 10 минут. Кроме этого требуется делать перерывы между упражнениями.
В каком возрасте развивать голос поздно?
Помните выражение «Любви все возрасты покорны»? С развитием голоса всё то же самое :)
Никогда, слышите, никогда не поздно начать учиться петь. Возраст не играет главной роли в процессе развития и тренировки голоса. Важно другое — целеустремленность, достаточная мотивация и регулярность.
Возможно ли тренировать голос для пения самостоятельно?
Можно и нужно.
Даже если вы работаете с преподавателем, вам необходимо выполнять домашнее задание, которое дает вам педагог. Регулярное выполнение упражнений очень скоро принесет свои плоды. Но тренировать голос до изнеможения, естественно, не следует.
Правильно построенные занятия и 6-9 месяцев систематических практических упражнений приведут к впечатляющим результатам — ваш голос сильно преобразится.
Тренировки для голосовых связок
Несколько простых упражнений, которые подойдут для начинающих вокалистов:
Упражнение 1
- Зевните с закрытым ртом, округлив гортань, и зафиксируйте ее в таком положении.
- Немного разомкните губы, произнося протяжный звук «М-м-м-м».
Повторяйте по 5–6 раз в день.
Упражнение 2
- Вдохните полной грудью через нос.
- На выдохе произносите «Бом-м», «Бим-м», «Бон-н», как будто бы озвучиваете бой часов. Последние звуки каждого слова важно тянуть так долго, как позволит запас воздуха в легких.
Ощущение вибрации в области носа и верхней губы — это нормально, как легкий свербеж в глотке. До 10 минут практики каждое утро — хорошая зарядка для голосовых связок.
Упражнение 3
- Подберите для себя 5-7 новых скороговорок.
- Практикуйте каждую из них до 10 раз в день и при этом контролируйте дыхание.
Для «настройки» дыхания на сосуществование с активной работой голосовых связок важно привыкнуть дышать носом и животом с нагрузкой в диафрагме, и практика со скороговорками в этом очень помогает.
Помогу в обучении пению каждому желающему, вне зависимости от возраста и уровня подготовки, приверженцам всех музыкальных стилей и мировоззрений